Site icon AUTOBURG

Что ждёт российский авторынок в 2021 году: прогноз

Аналитики Авто.ру составили по три прогноза продаж новых и подер­жанных легковых автомобилей на 2021 год: реалистичный, позитивный и негативный. Рассказы­ваем, от чего будет зависеть спрос на машины в России и что об этом думают эксперты.

Для построения прогноза использованы базовые экономи­ческие факторы: курсы иностранных валют, цена нефти, ключевая ставка по кредитам, ВВП на душу населения, демография.

Что ждёт рынок новых автомобилей

Реалистичный прогноз аналитиков Авто.ру — это рост продаж по итогам первого полугодия, но спад спроса по итогам полного года примерно на 5 процентов и результат в 1,4 миллиона новых автомобилей.

В первой половине 2021 года позитивное влияние окажет отложенный спрос, сохранив­шийся ещё с прошлого года. В третьем квартале 2020 года дилеры отмечали высокую покупатель­скую активность, которая привела к дефициту наиболее востребо­ванных автомо­билей. Весной 2021 года складские запасы должны полностью восстано­виться, и россияне, не нашедшие нужный автомобиль в прошлом году, смогут закрыть свои потреб­ности в первой половине наступившего года.

Негативный сценарий с падением продаж до 1,25 миллиона машин по итогам года вероятен в том случае, если экономическая ситуация в России будет ухуд­шаться, а рубль продолжит движение вниз. Тогда 2021 год может закончиться спадом продаж более чем на 10%.

Среди негативных факторов, способных повлиять на российский рынок, — грядущее повышение ставки утилизаци­онного сбора, которое приведёт к новому росту цен на автомобили, особенно на импортиру­емые модели и модели с низким уровнем локализации. Дешеве­ющий по отношению к иностранным валютам рубль заставит произво­дителей повышать цены, и видимых причин для укреп­ления наци­ональной валюты пока нет: цена за баррель нефти превысила отметку 70 долларов, но рубль при этом не укрепился. Повлиять на валютные колебания могут и новые санкции в адрес России.

Помимо пересмотра прайс-листов, ослабевающий рубль отразится на общем благосостоянии населения, чьи реаль­ные доходы продолжают таять. В итоге россияне отказы­ваются от покупки или обновления автомо­билей — на это указывает рост среднего срока эксплуатации личного транспорта.

Ещё один фактор, способный повлиять и на мировой, и на российский авторынок, — новая вспышка заболева­емости COVID-19 и усиление связанных с этим ограни­чений. Среди них может быть умень­шение количества одно­временно работающих сотрудников автозаводов и снижение объёмов выпуска автомобилей, машино­комплектов, компонентов и запчастей. Российский авторынок всё ещё зависим от иностранных автопроиз­водств: многие компоненты для выпускаемых на территории России автомобилей импорти­руются из других стран.

Возможные ограничения в работе дилерских центров также станут причиной падения продаж, даже несмотря на то, что многие автосалоны уже интегри­ровали онлайн-сервисы для взаимодействия с клиентами.

Но существует и оптимистичный сценарий — с ростом продаж до 1,6 миллиона автомо­билей. Помочь российскому рынку должны меры господдержки — на них в этом году выделено больше 15 милли­ардов рублей. А именно: в 2020 году был увеличен порог максимальной стоимости автомобиля, который можно приобрести с помощью программ льготного кредито­вания (до 1,5 миллиона рублей). Это несколько расширило ассортимент моделей. Однако на фоне роста цен этот порог в скором времени может вновь ограничить выбор моделей. Кроме того, из-за высоких требований по локализации автомобилей не все модели дешевле 1,5 миллиона рублей попадают под действие госпрограмм.

Наконец, положительное влияние на спрос может оказать доступ к «дешёвым» кредитам. Это произойдёт в случае, если Центробанк сохранит ключевую ставку (4,25% на момент публикации) или даже снизит её до 4%. Что вполне вероятно, если в отношении России не введут более жёстких экономических санкций.

Exit mobile version